ifeelgood
Тренинги. Лекции. Видеоуроки.
главная
карта сайта







НОВОСТИ ПОРТАЛА

30.12.2014
  С Новым Годом!
Приход зимы из года в год открывает в наших сердцах чарующие ощущения, даря незабываемые впечатления и вызывая таинственное предвкушение того, что следующий год ознаменует собой более успешный, яркий и насыщенный период в жизни.
Все новости




Главная > Статьи > Что такое пирамида Маслоу или иерархическая модель потребностей человека по Маслоу.

Что такое пирамида Маслоу или иерархическая модель потребностей человека по Маслоу.

Абрахам Маслоу разработал иерархическую модель потребностей человека в 1940-50-х годах в США и она остается актуальной по сей день. Сейчас пирамида человеческих потребностей, созданная Маслоу используется в бизнесе в сфере управления и мотивации персонала - для понимания человеческой мотивации, подготовки управленческих кадров и личного развития. Концепция Маслоу касается ответственности работодателей предоставлять рабочую среду, которая поощряет и позволяет сотрудникам реализовывать свои собственные уникальные возможности. В своей книге «Мотивация и личность», опубликованной в 1954 (второе издание 1970) Абрахам Маслоу впервые описывает иерархическую модель потребностей личности, и продолжает работу над в ней в более поздних изданиях, но с учетом многочисленных комментариев и дополнений.

Модель потребностей человека в ее классическом варианте предложенным Маслоу представляет собой пятиступенчатую пирамиду.

На самом первом, т.е. самом низшем уровне он расположил такие потребности как пища, кров, здоровье – т.е. исключительно физиологические потребности человека, не удовлетворив которые человек не может ни думать, ни хотеть чего-либо еще. К своей книге автор приводит в пример такие потребности - воздух, еда, питье, жилье, тепло, секс, сон и т.д.

На втором уровне иерархии потребностей маслоу поместил потребность в безопасности. Другими словами он считал, что каждый хочет чувствовать себя защищенным от угроз, как со стороны общества, так и со стороны природы. Сюда же относятся закон, порядок, стабильность.

На третьем уровне пирамиды Маслоу находится потребность в принадлежности и любви. Здесь идет речь нашем социальном положении и наших взаимоотношениях с социумом, а также о таких необходимых вещах как любовь, дружба и взаимопомощь. Человек по своей природе социален и испытывает сильную потребность в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

На четвертом уровне идет потребность в уважении. Почитании, признании его значимости и ценности для общества и близких. В качестве примеров Маслоу рассматривает такие понятия как чувство собственного достоинства, достижения, мастерство, независимость, статус, доминирование, престиж, административная ответственность и т.д.

И, наконец, на пятом, самом высоком уровне пирамиды Маслоу идет речь о самореализации, самовыражении и самопознании. Здесь человек стремится к реализации личностного потенциала, ищет возможности для личностного роста и пиковых переживаний. Маслоу называет его самоактуализация.

Теория Маслоу

В своей теории Маслоу доказывает на различных примерах обычных людей (т.е. без психических и физических нарушений), что каждый из нас мотивирован своими потребностями. Наши основные потребности являются врожденными, т.к. они формировались течение десятков тысяч лет. Иерархия потребностей Маслоу помогает объяснить, как эти потребности мотивируют всех нас. Так, теория Маслоу гласит, что мы должны удовлетворить каждую потребность в свою очередь, начиная с первой, которая имеет дело ни с чем иным как просто с сохранением своей жизни и здоровья. Только наличие физического и эмоционального благополучия могут позволить человеку подумать и заняться потребностями более высокого порядка, будь то уважение окружающих или личное развитие. И наоборот, если вещи, которые удовлетворяют наши потребности нижнего порядка сметены, мы больше не заботимся о поддержании наших высших потребностей.

Впоследствии другие психологи интерпретировали и дорабатывали пирамиду ценностей, дополняли ее другими аспектами человеческой мотивации, добавляли отдельные уровни в иерархии потребностей. Так, вы можете встретить модели и схемы, которые содержат семь или восемь стадий иерархии потребностей, адаптированных под разные цели: начиная с личностного роста и заканчивая разработкой рекламных стратегий. Но эти расширенные модели так или иначе сводились к оригинальной пятиступенчатой пирамиде и лишь повторяли теорию Маслоу – по мере удовлетворения низших потребностей человек неизменно стремится к более высоким.

Здесь мы приводим один из примеров адаптированной пирамиды Маслоу:

  1. Биологические и физиологические потребности - воздух, еда, питье, жилье, тепло, секс, сон и т.д.
  2. Потребность в безопасности - защита от стихий, потребность в порядке, справедливости, законе, ограничениях, стабильности и т.д.
  3. Потребность в принадлежности и любви - рабочая группа, семья, любовь, отношения и т.д.
  4. Потребность в уважении - чувство собственного достоинства, достижения, мастерство, независимость, статус, доминирование, престиж, административная ответственность, и т.д.
  5. Потребность в познании - знания, смысл и т.д.
  6. Эстетические потребности - признательность и поиск красоты, баланс, форма и т.д.
  7. Потребность в самореализации - реализация личностного потенциала, самореализация.
  8. Трансцендентность – самореализация через помощь людям

Данная модель сначала была дополнена двумя новыми потребностями – эстетической и познавательной. Что вполне оправдано с бурным развитием образования в 19-21 веках. 1990-е годы в пирамиде ценностей появляется восьмая, наивысшая, потребность – потребность в трансцендентности, т.е. самореализация человека посредством помощи другим людям. Сам Маслоу упоминает в своих работах такие дополнительные аспекты мотивации как «когнитивная», «эстетическая» и «трансцендентность», но не включает их в основной список, а скорее обобщает в одной, наивысшей потребности в самоактуализации. Можно смело утверждать, что самоактуализация Маслоу может включать как красоту или желание помогать другим, или активное расширение знаний по отдельности, так и вместе. Эти три новые ступени лишь различные аспекты одной потребности.

Что такое самоактуализация Маслоу

Чтобы наглядно и достоверно определить, что такое самоактуализация, и как она выражается у различных людей, Маслоу провел исследование изучив семеро современников и девять исторических личностей: Авраама Линкольна, Джефферсона, Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Олдос Хаксли и Спиноза. В результате он выделил характеристики самоактуализированного человека, в том числе:

  1. Ясное восприятие действительности, в том числе повышенная способность обнаруживать фальшь и истину
  2. Принятие себя и вещей такими, каковыми они являются
  3. Спонтанность – это насыщенная и неординарная жизнь, питаемая способностью видеть мир глазами ребенка, ценить его новизну и красоту
  4. Ориентир на решение проблемы, фокус на вопросы или проблемы вне себя, чувство миссии или цели - в результате отсутствия мелочности, самоанализа и игр эго
  5. Любовь к уединению и использование его в своих собственных интересах. Одиночество приносит спокойствие и отрешенность в периоды несчастий или кризисов и позволяет проявить независимость мышления и решений.
  6. Независимость от суждений о других людях, а также большая заинтересованность во внутреннем удовлетворении, нежели чем в статусах и наградах.
  7. Наличие пиковых переживаний или мистического опыта, когда время, кажется, остановилось
  8. Подлинная любовь к человечеству и желание ему помочь
  9. Смирение и уважение, которые заключаются в вере, что мы можем многое узнать, от того, кого считаем самым плохим и никчемным
  10. Этичность – истинные и простые понятия о добре и зле
  11. Чувство юмора
  12. Творчество, не обязательно гениальное и вечное как произведения Моцарта, но то, которое является созидательным
  13. Способность видеть за пределы культуры и эпохи
  14. Несовершенство – они испытывают чувства обычных людей, включая вину, тревогу, ревность, но не доводят их до неврозов
  15. Ценности – они основаны на положительном взгляде на мир вокруг, вселенная не представляется им джунглями, где нужно выживать, завоевывать и постоянно отстаивать свое право на жизнь. Для них вселенная является прекрасным местом, которое дает все то, что нам необходимо для самореализации и внесение своего собственного вклада в этот мир.
  16. Есть еще одна тонкая черта, которая отличает этих людей . Большинство из нас привыкло смотреть на жизнь как стремление получить то или иное, будь то материальные вещи или семью, или карьеру. Психологи называют это признаком недостатка мотивации. Самоактуализирующиеся люди напротив не стремятся к наживе. Они амбициозны ровно настолько, насколько это требуется, чтобы суметь выразить себя в полной мере, наслаждаясь тем, что они умеют делать.

Другой особенной чертой является их глубокая свобода ума и воли. Несмотря на обстоятельства и давление со стороны окружения, они всегда стремились к выражению свободной воли, они действительно знали, кто они и имели определенную цель в жизни.

Маслоу одним из первых начал наблюдения и исследования личности не на основе неврозов, а при их отсутствии и сделал громадный сдвиг в понимании психического здоровья человека. Он утверждал, что психическое здоровье, а вместе с ним полноценная жизнь и развитие требуют наличия такой черты как самоактуализация. Это фундаментальное открытие – пирамида человеческих потребностей созданная Абрахамом Маслоу, которое повернуло психологию в абсолютно новое русло в те времена,

В то время, когда была написана книги «Мотивация и личность» лишь небольшой процент населения задумывался о самореализации. И тем более организации не стремились даже узнать, что такое мотивация персонала и как мотивация не только ценного, но и рядового персонала может обеспечить ей рост и процветание. Маслоу предвидел, что в скором будущем вопрос самореализации станет серьезной проблемой, как для отдельной личности, так и для бизнеса.

Мотивация персонала на основе пирамиды Маслоу

Идеи и концепции Маслоу выходят далеко за пределы развития личности. На настоящий момент его труды нашли широкое применение практически в любой порядочной организации, стремящейся привлекать к себе на работу хороших сотрудников и что такое мотивация персонала знают не понаслышке. Основываясь на иерархии потребностей маслоу организации создают современные программы для развития персонала, обеспечивая сотрудников всем необходимым, для истинного саморазвития и самореализации, и не только для работы и успеха организации, но для повышения качества жизни своих сотрудников в целом.

Более полувека назад Маслоу задумался над вопросом, что не только руководители и владельцы бизнесов имеют право и потребности в развитии собственной личности, но и каждый сотрудник. И когда такие условия будут созданы и будет развиваться такое направление как управление персоналом, то выиграют от этого обе стороны. Иными словами Маслоу уже тогда знал, что мотивация персонала станет наиболее важным направлением в развивающейся организации.

На сегодняшний день в таких сферах к мотивация, развитие и обучение персонала международные корпорации достигли огромных результатов. Учитывая тот факт, что сотрудники транснациональных организаций должны уметь работать в больших командах, члены которой зачастую разбросаны по всему миру и показывать высокие результаты, компаниям пришлось задуматься, чтобы их людьми двигала не только жажда наживы, но и более человеческие и высокие цели.

Итак, давайте рассмотрим на примере, как мотивация персонала реализована в одной из крупнейших транснациональных компаниях:

  1. Базовые физиологические потребности: отдельное благоустроенное рабочее место, регулярная заработная плата, все необходимые условия для комфортного пребывания в офисе (туалеты, рестораны, персональные шкафчики для хранения вещей)
  2. Потребность в безопасности: компания заключает с сотрудниками официальные трудовые договоры, делает пенсионные начисления, оплачивает страховку и больничные.
  3. Социальные потребности: компания поддерживает работу в группах и сообществах на различных уровнях. Более того в компании существует программа оценки индивидуальной и группой работы, на основании которой впоследствии осуществляется мотивация через ротацию персонала в другие офисы и страны
  4. Потребность в самоанализе и самооценке: компания высоко ценит самоуважение и уважение к работе других. Поэтому для повышения мотивации персонала проводятся исследования по самооценке и оценке другими сотрудниками, в том числе по системе 360%
  5. Люди, которые имеют высокую самооценку склонны постоянно улучшать свою работу и ее условия соответственно. Они готовы брать на себя риски, потому что они уверены в своих идеях и компетенциях. Они работают добровольно в команде, потому что они уверены в своей способности внести свой вклад. Принято считать, что чувство собственного достоинства состоит из двух компонентов:
  6. Самоэффективность – это уверенность в способности справляться с различными жизненными проблемами. Данное качество является основой чувство контроля над собственной жизнью.
  7. Самоуважение – в первую очередь к себе, как человеку заслуживающему счастья, достижений и любви. Также самоуважение способствует развитию общности с другими людьми. В результате развития этих двух качеств повышается и самооценка. Растет уверенность в своей способности думать и действовать эффективно, и соответственно лучше справляться с проблемами и все чаще и чаще добиваться успеха.
  8. Потребность в самореализации: компания предлагает разработку Личного Плана Развития, который включает как карьерный рост, так и развитие профессиональных и личностных качеств и навыков.

Таким образом, лучшие компании становятся лучшими на рынке, завоевывают новые просторы и новых потребителей – а именно через стремление к более высоким ценностям, через открытие талантов и с помощью понимания, что именно людей делает счастливыми и успешными.









Copyright "I feel good" 55555 2010-2017.